Фрагмент для ознакомления
2
Право Китая в отличие от западного права было подвержено совершенно иным историческим влияниям. Право в Китае понимается не как совокупность норм, а как философско-правовая категория, где главными считаются такие категории как гармония и справедливость. Точно также как и небо с землей находятся в постоянной гармонии, так и отношения между людьми должны строиться на гармонии и справедливости.
Первые, уже записанные, китайские законы появились ещё в Х в. до н.э. в государстве Шань. А первый Уголовный кодекс появился в государстве Чжоу. Он содержал в себе около трёх тысяч статей. Ярким свидетельством рукописных законов стал бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», который относился к 536 r. до н. э. В его основе – «У син», пять вариаций наказаний преступников. В IV в. до н. э. появился первый свод законов, принятых в различных княжествах. «Книга законов царства Вэй» состояла из шести глав, содержала законы о ворах и разбойниках, о заключении в темницу, об орудиях казни и пыток, о военном деле, о финансах и государственном коневодстве. Правовые положения, описанные в книге, считались традициями предков.
В целом, система родства и ритуалов в среде чжоуских княжеств, стала духовным стержнем, предохранившим Древний Китай, в свое время, от полного распада. Заложенная ими основа впоследствии послужила фундаментом для формирования этнического и правового, политического самосознания китайцев.
С XI века до н.э. в чжоуском обществе сложилось общество, экономика, которой характеризовалась натуральным хозяйством, феодальным способом производства. Феодализм раннего периода характеризуется тем, что феодал из-за зачаточного состояния традиций административного управления населением, вынужден был пользоваться личным влиянием в административном и политическом управлении своим уделом. Соответственно, ресурсы такого личного управления оказываются недостаточными для больших территорий. В ранее средневековье мы встречаем массовую раздачу уделов. Это не что иное, как попытка крупного феодала сохранить хотя бы частичный контроль над большими территориями, посредством отдачи управления над частью этой территории в дружеские руки более мелких, зависимых феодалов .
При такой постановке дела, одной военной силы сюзерена и личной дружбы между ним и вассалом никак не могло быть достаточно для сохранения прочных связей, которое обеспечило бы «единство» раннего государственного образования. Потому безусловной необходимостью было введения идеологической подоплеки под раздачу уделов. Это достигалось путем абсолютизации родственных отношений и распространения культуры ритуалов Чжоу. Поэтому, глава чжоуского государства - Сын неба считался главой рода Чжоу, и все феодальные правители принадлежали к той же родовой фамилии или были родственны ей и почитали его как старшего брата. Правитель княжества также являлся главой рода в своем уделе, по тому же принципу. Наделы давались и представителям других фамилий, но если члены одной фамилии, хотя они и находились в разных владениях и княжествах, считались братьями, то носители других родовых фамилий считались племянниками и дядьями, между ними существовало кровное родство. Это было осуществлением потребности сближения феодальных родовых линий и служило связью между родами. Ван называл своих однофамильцев бофу или муфу (старший брат отца или младший брат отца), представителей других родов - боцзю, шуцзю или цзю (старший брат матери, младший брат матери или шурин) .
Однако, с включением в сферу влияния чжоусцев все большего числа родов и племен, узконаправленный культ Шан-ди все больше отставал от идеологических потребностей расширяющего свои пределы государства. Вследствие чего культ Шан-ди все больше утрачивал свое идеологическое значения. Поэтому необходимым стало перенесение фокуса политического напряжения с культа предков на нечто другое - более общее. И не удивительно, что в период восточного Чжоу мы видим рост значения культа Неба, пришедшего на смену культу Шан-ди. Хотя сам термин появился еще в XI в. до н.э., однако можно сделать вывод, что с развитием экспансии Чжоу этот термин постепенно вытеснил термин Шан-ди и этот процесс начался еще при Западном Чжоу. Аналог племенного тотема Шан-ди все больше утрачивает свое идеологическое значение. Но, получив новое имя, он приобретает новую жизнь и более универсальные функции всеобщего божества, становится все более терпимым к другим родам Поднебесной. В конце концов, формируется ритуал Чжоу, который регламентировал, благодаря четко разработанной системе ритуалов на все случаи жизни, не только социальное поведения представителей родовой аристократии и народа, но также выполнял функцию идеологической системы объединявшей отдельные княжества и уделы в единый культурно-политический союз. Сближение родов происходило за счет правил Ли и культа Неба. Несоблюдение должного этикета воспринималось как оскорбление, а жертвоприношения (не только Небу, но и Земле и предкам династии и др.) причислялись наряду с войнами к «крупным событиям государства» .
Обоснование легитимности власти и обеспечение культурного и политического единства государства была не единственной функцией, которую брал на себя ритуал Чжоу. Кроме того, ритуал служил инструментом, распределяющим полномочия и привилегии, между такого рода родственниками, и был показателем положения отдельного представителя знати па феодальной иерархической лестнице. Это достигалось путем распределения ритуально-символических обязанностей, льгот, привилегий, регламентацией быта и отношений между отдельными представителями общества. Источники сообщают нам, что многие сферы социальной и политической жизни древнекитайского общества руководствовались в своей жизни и развитии именно ритуалом Чжоу. Земледелие (ритуализация календарного года и т.п.), взаимоотношения вассала и сюзерена, светские и великосветские нормы поведения и т.д. все входило в область ведения ритуала Чжоу. Политические отношения и вопросы управления государством также во многом зависели от ритуала Чжоу. Вот несколько общеизвестных примеров социально политического значения ритуала Чжоу.
Одним из критериев, по которому руководствовались в древнем Китае для определения «культурного» статуса различных княжеств являлось выполнение норм ритуала Чжоу. Например, княжество Ципь (как и Чу, Юэ и т.д.) на протяжении некоторого периода не признавалось цивилизованным государством, другими княжествами следовавшими ритуалу Чжоу, на основании недостаточного выполнения и распространения в Цинь норм ритуала Чжоу. Даже одно из самых сильных княжеств Чжунго, княжество Ци на некоторое время было признанно варварским, так как пользовалось в политических встречах с княжеством Лу ритуалом варваров. Невыполнение норм ритуала при межгосударственных отношениях рассматривалось как оскорбление и признак варваризации. Сам же ритуал Чжоу был тем индексом, которым руководствовались древние китайцы в культурной идентификации общества и отдельного человека .
Также благодаря ему определяли и подтверждали статус человека в обществе и его качества. Другой характерный пример, сведения о котором дошли до нас касается великого гегемона Хуан-гуна. Будучи в военном отношении фактически самым сильным правителем в этот период Китая, Хуан-гун в ритуальном аспекте пользовался статусом немногим выше простого гуна (один из титулов родовой) знати), не смея претендовать на привилегии и ритуальные функции чжоуского вана. Все его продвижения в этом направлении встречали сильное идеологическое и политическое сопротивление. Уже при нем наблюдалось военное бессилие чжоуского вана, но его ритуальные привилегии и обязанности оставались священными.
Ритуалы и культы впоследствии играли связующую роль между княжествами. Песня «Миньлао» (Шицзин, раздел «Дая») называет срединным государством родовые земли Чжоу, (т.е. Цзунь-Чжоу) и все княжества, соблюдавшие чжоускую систему ритуалов. Название Чжунго включало в себя понятие территории, находящейся в центре, но в еще большей степени это название указывало на местоположение традиционной культуры. Практически тоже значение имел термин Ся (культурный, правильный, большой, запад, где процветала культура), но скорее территории; люди как племена, носители культуры чжоуских ритуалов и культов, назывались Хуа, а Ся и Хуа вместе - это и было Чжунго. Люди и племена, которые не придерживались чжоуской системы ритуалов, уничижительно назывались по названию племен - маньи, жуй, боди. Это государства - Чу, У, Юэ, Цинь и т.д .
Например, правитель Ци на аудиенции у луского правителя вел себя по нормам ритуала племен И, потому княжество Ци на некоторое время было причислено к категории племен И, вследствие чего подверглось политической изоляции. Конечно, после правители Ци исправились, отвергнув варварский ритуал и вернувшись к ритуалу Чжоу.
К V в. до н.э. из сотен мелких уделов образовались путем аннексий, завоеваний и наследования около десятка более крупных княжеств. Свою роль сыграло и само провозглашение некоторых удельных владетелей ванами. Этот акт не только символ увеличения мощи правителя, он имел главным образом идеологическое значение. Провозглашение царственности является отрицанием вассалитета к династии Чжоу и притязанием на власть во всей Поднебесной, что, в конце концов, вылилось в постоянное военное, экономическое и дипломатическое соперничество между новыми царствами Китая.
Основные царства к началу V в. до н.э. это - Чжоу, Цзинь, 11,и, Лу, Суп, Чжэн, Чу. Цинь. Кроме них в тот или иной период активную роль в политической жизни играли Юэ, У, Восточная Сюй, Цзюй, Цай. Также существовал ряд удельных владений Цао, Цй, Чэнь и т.д.
Эти княжества находились на разных этапах культурного «развития» или по разному были подвержены проникновению культуры Хуа Ся. Их можно выделить в две группы. Первая группа, основной костяк культуры Хуа Ся - Чжоу, Цзинь, Вэй, Лу, Ци, Сун, и ряд уделов в центральной части страны, это наиболее древние из Чжоуских владений, избегшие сильных исторических катаклизмов, например нашествия кочевых и не чжоуских племен, как это произошло с родовыми землями Чжоу в VIII в. до н.э. Вторая группа, окружала этот культурный центр, находясь на переднем крае распространения культуры ХуаСя и имела в населении больший процент инородных племен и культурных групп - на юге это было Чу, на западе Цинь и так далее.